Коррупция как угроза Национальной Безопасности (29.09.2016г.)

29 сентября в 15.00 в Каминном зале Дома Экономиста (ул. Тверская, д.22 А) прошел круглый стол на тему: «Коррупция как угроза Национальной Безопасности».  

Организаторами выступили - Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, Комитет Международного Союза экономистов по национальной безопасности и Национальная Коллегия Полиграфологов. 

С основным докладом на тему: «Борьба с коррупцией в современных условиях: проблемы и перспективы» выступил Председатель комитета по национальной безопасности Международного союза экономистов, член Президиума общероссийской общественной организации «Офицеры России», член экспертного совета КС НСБ, член комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, член общественного совета при  Главном  управлении   Министерства  Российской Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий  стихийных  бедствий  по  г.  Москва и Департаменте по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности  города Москвы, доктор политических наук, профессор Сергей Владимирович Смульский.    

Сергей Владимирович Смульский  

 

В своем докладе профессор Смульский обратил внимание на то, что история борьбы с коррупцией в современной России насчитывает почти четверть века. За это время в нашем государстве сформировалась довольно обширная правовая база решения этой задачи. Вопросы борьбы с коррупцией активно обсуждались в обществе в органах государственной власти и управления. Проводилась большая работа по искоренению коррупции в государстве, ужесточилась ответственность за совершение коррупционных деяний. Однако все предпринимаемые меры и усилия государства и общества не смогли привести к приемлемым результатам. Поскольку мы вели борьбу не с коррупцией (с явлением, имеющим глубокие социально-экономические и социально-психологические корни), а с коррупционерами (людьми, которые попались на взятках, получая или предлагая их), результаты получались не такие, которые могли бы быть приемлемы обществом и государством. Масштабы коррупции росли. В конечном счёте, было признано, что коррупция в нашем государстве приобрела системный характер и превратилась в угрозу национальной безопасности.   

В процессе развития современной России, сформировались определённые условия, породившие проблемы, обострение которых приводит к росту коррупции.   

Первая проблема определяется противоречием между расширением масштабов коррупции и увеличением неопределенности представления об этом явлении в общественном сознании. Люди не разбираются в том, где заканчивается благодарность и желание угодить кому-либо и начинается коррупция. Большинство полагает что коррупция - это когда воруют деньги. Люди имеют смутное представление о том, что такое конфликт интересов. Само понятие коррупции является предметом споров и дискуссий ученых-гуманитариев различных отраслей науки. В результате, соседствуют различные представления о коррупции, которые нередко противоречат друг другу.  

  Решение данной проблемы видится на путях продолжения когда-то начатой работы по формированию правовой культуры и правового сознания общества. Эти явления складываются из двух составляющих: знания народом законов государства и обеспечение неукоснительного действия законов государства. Государство должно быть в состоянии обеспечить безусловное действие закона. В демократическом государстве, к идеалу которого мы стремимся, общество должно иметь возможность всесторонне контролировать деятельность государства в этой сфере. Что же касается знания народом законов, то здесь потенциал общества, всех его институтов, трудно переоценить. Нужна систематическая работа по правовому просвещению общества, по пропаганде ценностей законопослушного образа жизни, по формированию морального неприятия людьми коррупции на основе широкого общественного осуждения коррупционного поведения людей. Постановка такой цели на уровне идеологического ориентира и стремление государства и общества к реализации этой цели, могут дать вполне скорые и приемлемые результаты. 

Вторая проблема связана с механизмом формирования общественно политического и административного слоя общества, претендующего на участие в управлении государством. Существо этой проблемы определяется противоречием, состоящим в том, что стремясь опираться на широкие общественные силы, этот слой, именующий себя общественно-политической "элитой", совершенно отстраняется от общества и его интересов, преследуя собственные интересы личного обогащения. Для достижения этих своих интересов, общественно-политическая и административная "элита" стремится получить в своё распоряжение некие административно-властные, финансовые или материально-технические ресурсы. Речь идёт о покупке должностей, подкупе должностных лиц, вовлечении их в различные коррупционные преступные схемы и организации.   

Решение данной проблемы связано с формированием открытого и прозрачного механизма подготовки руководящих кадров на самых различных уровнях. Необходима государственная система воспитания, обучения и развития руководящих кадров в области государственного и муниципального управления. Такая система должна ориентировать будущую политическую и административную элиту на жертвенное служение обществу и государству, на заботу каждого её представителя о чести и достоинстве, о собственном профессионализме.   

Третья проблема, пожалуй, самая сложная. Она связана с пониманием басовых принципов строительства нашего государства. Мы строим демократическое государство. Мы уже понимаем, что демократии могут отличаться друг от друга. Эти отличия обусловлены историческими традициями, национально-психологическими особенностями народов, характером их культуры и другими условиями и характеристиками жизни людей. 

Но основа любой полноценной демократии - это соответствующий демократии материально-экономический уровень жизни людей. Изучение опыта борьбы с коррупцией в различных государствах позволяет заметить важную деталь. Успешнее эта борьба происходит в тех государствах где уровень жизни людей является более высоким. Искоренение бедности приведёт к изменению социально-нравственных ценностей общества, существенному сужению экономической и социальной базы коррупции. Тогда мы сможем добиться существенных результатов в борьбе с коррупцией. Она не исчезнет совсем, пока на земле живут люди. Но она станет абсолютно единичным явлением, которое общество будет абсолютно отвергать, а закон, неукоснительно действующий в государстве, оставит коррупции совсем мало шансов.   

Были также обсуждены вопросы: 

- Экономические и социальные последствия коррупции в современной России; 

- Коррупция как угроза национальной безопасности России;

- Приоритеты государственной политики в области борьбы с коррупцией;

- Потенциал общества в борьбе с коррупцией в современной России.

 

Выступили на «круглом столе»:  

Малолетко А.Н. - проректор по научной работе, профессор кафедры экономики и предпринимательства Российского государственного социального университета, доктор экономических наук.  

- оценил коррупционный потенциал новых технологий, внедряемых в систему управления обществом и государством, показал на примерах, как новые технологии могут порождать коррупцию, способствовать её развитию;   

 

 Александр Малолетко 

 

- Галочкин Д.Е. - член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, заместитель Председателя Координационного совета Негосударственной сферы безопасности РФ, председатель Общероссийского профсоюза Негосударственной сферы безопасности.  

- рассказал о деятельности Общественной палаты Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией, раскрыл направления и формы общественного контроля за различными сферами деятельности органов государственной власти и управления;   

 

 Дмитрий Галочкин 

 

- Васильев А.И. - проректор по учебно-методической работе Университета «Синергия».  

- рассмотрел возможности антикоррупционного воспитания студенческой молодежи в процессе обучения в высших учебных заведениях;  

 

 Артем Васильев

 

- Цаголов Г.Н. - Действительный член Сената ВЭО России, профессор Международного университета в Москве, член Союза писателей России, академик РАЕН, академик Международной Академии менеджмента и Европейской Академии безопасности и конфликтологии, доктор экономических наук.  

- показал влияние процесса приватизации в период становления постсоветской России на формирования экономической базы коррупции, дал оценку возможностей нравственной переоценки сложившегося нейтрально-позитивного отношения общества к коррупции;   

 

 Цаголов Георгий Николаевич   

 

- Дубенецкий Я.Н. - председатель Ревизионной комиссии МСЭ, председатель ревизионной комиссии ВЭО России, руководитель Центра инвестиций Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик Международной Академии менеджмента, член-корреспондент Международной Академии информатизации, профессор.  

- показал значение формирования антикоррупционной нравственности, оценил значение экономических условий современного развития страны для существования коррупции, отметил необходимость ужесточения наказаний за коррупционные преступления, ссылаясь на опыт Таиланда и Китая;   

 

 Дубенецкий Яков Николаевич 

 

- Музыкантский А.И. - член Правления ВЭО России, Заместитель Секретаря Общественной палаты, заведующий кафедрой информационного обеспечения внешней политики факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, к.т.н., профессор.  

- охарактеризовал возможность решения отмеченных в докладе проблем в области борьбы с коррупцией, оценил возможность нравственного развития общества в направлении формирования нравственного неприятия коррупции, отметил сохраняющийся правовой нигилизм в российском обществе, который препятствует развитию правовой культуры граждан; 

 

- Диденко И.А. - заместитель генерального директора ИД «Аргументы недели», член Международного Союза экономистов.  

- отметил роль и значение общественных объединений в борьбе с коррупцией, представил характеристику деятельности средств массовой информации на данном направлении, оценил значение Общественной палаты Российской Федерации в борьбе с коррупцией;  

 

 Игорь Диденко 

 

- Малый А.А. - Президент ТНО «Академия современного строительства», сопредседатель Регионального штаба ОНФ в Московской области, президент Федерации боевого самбо России (ФБСР) и Всемирной федерации боевого самбо (WCSF), доктор экономических наук, Почётный строитель России. 

- раскрыл роль общественных организаций и органов общественного контроля в борьбе с коррупцией, показал коррупционный потенциал сферы государственных закупок.   

 

 Алексей Малый

 

- Дробязка Ю.М. - член Координационного совета Негосударственной сферы безопасности Российской Федерации (КС НСБ РФ), председатель Совета по развитию применения полиграфа и профайлинга КС НСБ РФ, директор Некоммерческого партнерства «Национальная Коллегия Полиграфологов». 

- рассказала о возможностях использования технологий психофизиологического исследования с применением полиграфа для отбора на государственную службу, а также для формирования мотивации к антикоррупционному поведению.  

 

 Юлия Дробязка 

 

- Жданухин Д.Ю. – член Координационного совета Негосударственной сферы безопасности Российской Федерации (КС НСБ РФ), председатель Совет по развитию коллекторства и института частных приставов КС НСБ РФ, президент Ассоциации корпоративного коллекторства, кандидат юридических наук 

- рассказал о возможностях негосударственного коллекторства в реализации судебных решений, раскрыл потенциал корпоративного коллекторства в борьбе с коррупцией; 

В работе Круглого стола приняли участие члены МСЭ, ВЭО России, российские ученые, экономическая общественность, представители деловых кругов, средств массовой информации, молодые экономисты. 

 Андрей Красильников, Юлия Куликова


 


 

НАШ ТЕЛЕФОН (495) 740-99-82

Будем рады конструктивному сотрудничеству